baner1.jpg

Люгар Александр Иванович

lugar2

Фехтмейстер, основоположник русской школы сценического фехтования XIX в. – XX в.
Родился в семье француза, поступившего на русскую службу. Подобно старшему брату, который преподавал фехтование на офицерских курсах в Одессе, Александр избрал профессию фехтмейстера. Он преподавал фехтование в Москве – в Александровском военном училище и на офицерских фехтовальных курсах Московского гренадёрского корпуса.
Люгар обучал всем видам фехтования, актуальным для рубежа веков: шпага, сабля, рапира, эспадрон, штык, нож. Он даёт частные уроки, публикует ряд учебных пособий по классическому фехтованию. После Русско-японской войны выпускает новый учебник штыкового боя, развивает технику противодействия кавалеристам, вооружённым саблями, рассматривает работу против нескольких противников.
В конце 1900-х годов Люгар принимает приглашение преподавать фехтование и ставить поединки в Оперном театре С. И. Зимина. В ходе этой работы он приходит к мысли о необходимости создания серьёзной системы преподавания сценического фехтования при консерваториях и театральных училищах, где актёров обучали лишь азам фехтования классического (боевого). «Классическое фехтование не может быть полезно для специальных целей, выдвигаемых театральным искусством и требованиями новейшей эстетики», – пишет он в своей «Школе сценического фехтования на шпагах, шпагах с кинжалами, саблях и бой на ножах». Эта работа стала первым учебником подобного рода в России.
Известно, что Люгар ставил фехтовальные поединки не только в театре, но и в немом кино. Но биография первого театрального фехтмейстера нашей страны ещё ждёт своего исследователя.

  • 0
  • 1
  • 5
  • 2
  • 4
  • 3
  • 10
  • 11
  • 12